Есть ли у вас цель, мистер Фикс?

08 марта 2011 Рубрики: Блог

 

Goal –  Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
– А куда ты хочешь попасть? – ответил Кот.
– Мне все равно... – сказала Алиса. –  
Тогда все равно, куда и идти,  
  заметил Кот.

Льюис Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес»

 

 

 

 

Моя приятельница Наташа на днях попросила проконсультировать, как бы ей поехать в Великобританию на интенсивный курс английского. Я в ответ поинтересовалась, чем вызвано сие желание. Оказалось, что по работе предстоит проходить тренинги (где-то через полгода-год), тема ‑ медтехника. Вопрос: каким образом решит интенсивный курс Наташину задачу подготовки к непонятно когда предстоящим тренингам, да еще и на узкопрофессиональную тематику?

 

К сожалению, интенсивность получения знаний не гарантирует их долгожительство в вашей голове, скорее даже наоборот. И если сразу после интенсива за кордоном в ваших планах не значится такое же ИНТЕНСИВНОЕ пользование полученными знаниями, то потраченные на поездку деньги будут НЕ ИНВЕСТИЦИЯМИ В СЕБЯ, а ПОТРАЧЕННЫМИ ВПУСТУЮ ДЕНЬГАМИ. В данном случае имеем несоответствие средства цели.

 

Разберемся в дефинициях. Что есть цель? ВЫУЧИТЬ АНГЛИЙСКИЙ. Никакая это не цель ‑ потому что данное выражение не соответствует ни одному критерию цели. А зачем все усложнять, критерии какие-то… Ну просто хотя бы для того, чтобы вы когда-то смогли сказать, что ВЛАДЕЕТЕ АНГЛИЙСКИМ и на вопрос «Do you speak English?» уверенно отвечали «Yes, I do».

 

Возьмем простейшую технику постановки цели S- M- A- R- T

 

S (specific) ‑ конкретная  

Конкретность заключается в том, чтобы обозначить, зачем вам нужно изучать английский. Вы хотите получить MBA за рубежом? Читать Гарри Поттера в оригинале или специальную литературу? Смотреть ролики на YouTube или художественные фильмы? Вести переписку с клиентами? Общаться с людьми в отпуске или в командировке в другой стране? Вы преподаватель и готовите программу лекций на английском? Да мало ли… Для каждой такой цели подготовка к ее достижению будет отличаться. Приведу пример из собственной жизни. Учась в Берлинском университете, посещала я курсы французского для будущих научных деятелей. Авторская программа курса преподавательницы была рассчитана на то, чтобы студенты могли по окончанию семестра читать тексты научного толка. Так и получилось ‑ после курса я умела ЧИТАТЬ и ПОНИМАТЬ практически любой текст, зато не сумела бы построить ни одного предложения о себе. Вот вам и конкретность.

 

M (measurable) ‑ измеримая  

«Выучить английский» ‑ дело, можно сказать, необъятное, а посему частенько откладывается «до лучших времен». Почему бы не воспользоваться методом швейцарского сыра, о котором так любят говорить тренеры по тайм-менеджменту: если нужно съесть большой кусок сыра, то лучше его есть по частям и регулярно, так, глядишь, от него ничего и не останется. Поэтому цель должна иметь промежуточные цели и разбиваться на подцели. Знание языка условно делится на четыре навыка: аудирование, разговорная речь, чтение и письмо. Может, вам не все эти аспекты нужны для цели, поэтому сконцентрировавшись на нужном, добьетесь быстрее успеха. Допустим, ваша цель сдать хорошо TOEFL, международный экзамен по английскому языку как иностранному. Он нужен при поступлении во все университеты и колледжи США, многие университеты Канады, бизнес-школы и программы МВА. Проверятся там будет ваша способность усваивать учебный материал, а потому львиная доля тестовых заданий будет связана с грамматическими структурами и лексикой, характерной для учебы в вузе. Значит, упор нужно делать именно на это. Ну и чем больше тестов вы пройдете в тренировочном режиме, тем больше разовьете свою интуицию щелкать подобные задания. Ведь для того, чтобы, например, выбрать наиболее подходящий заголовок для текста, не обязательно знать все слова, нужно суметь увидеть главное.

 

A (achievable) ‑ достижимая

За 7 (30) дней, как пишется в некоторых рекламных объявлениях и учебниках, язык не выучишь, нужно реально оценивать свои возможности. И не надо пытаться выучить его «в совершенстве», на таком уровне мы и родной не знаем ‑ все пишут и говорят с ошибками. Год-два - уже более адекватные временные рамки.

 

R (relevant) - соотносящаяся с другими целями

Если вы планируете занять руководящую должность в крупной международной компании через три года, то «выучить английский» ‑ подцель для вашей более глобальной цели, но если ваша цель ‑ стать дауншифтером и заняться через те же три года натуральным хозяйством, то, может, надо не английский изучать, а знакомиться со средствами борьбы с колорадским жуком. Хотя и на этих средствах бывают иногда инструкции на иностранном. Вообще мне показалось сложным придумать жизненное занятие, когда английский вообще не нужен. Видела я объявления о поиске домработницы, владеющей английским, а телефоны таксистов, понимающих три слова на иностранном, передаются иностранцами друг другу как нечто очень ценное. Ну и тарифы на их услуги соответственно на порядок выше.

 

T (timed) - определенная во времени

Цель становится таковой, когда она ЗАПИСАНА. А вы по истечении некоторого времени можете обратиться к записанному и проверить, чего удалось достигнуть. Посему в формулировке должна быть дата.

 

Учитывая все вышенаписанное, цель может быть, например, такой:

 

Через год, в марте 2012 года,

 

- я буду в состоянии провести презентацию для иностранных клиентов на английском языке;

- прочитаю свою первую неадаптированную художественную книгу на английском;

- смогу свободно изъяснятся на английском и общаться с носителями и так далее.

 

Когда цель будет в кармане, вспомните о том, что ни в коем случае нельзя останавливаться на достигнутом, и надо развиваться дальше. То есть нужно сделать английский частью своей жизни. Но об этом в следующий раз.